Почему Силиконовая долина «крышует» цифровой детокс?
Евангелистам отключения нужна другая повестка дня
Перевод подготовлен командой Go for Digital Detox Автор статьи — Евгений Морозов — белорусско-американский журналист, писатель и исследователь, изучающий воздействие технологий на политическую и общественную жизнь. Пишущий редактор New Rebublic Оригинал — The Mindfulness Racket, New Rebublic
Еще одним признаком, что в новом веке жаргон 60-ых по-прежнему актуален, является то, что «осознанность» стала новой «самодостаточностью»: никто точно не знает, что это, но каждому кажется, что это точно для него. В феврале 2014 года журнал Time полностью посвятил номер осознанности. Длинный список знаменитостей – Арианна Хаффингтон, Дипак Чопра, Паоло Коэльо — без устали превозносят достоинства этого способа обуздать стресс от технологий и регулировать гнетущее состояние постоянного подключения, на конференциях с такими названиями как ” Мудрость 2.0″. Повестка дня, которая стоит перед технологической публикой, довольна своеобразна. Возьмем к примеру Арианну Хаффингтон , которая кроме целой рубрики о mindfulness в The Huffington Post, создала стресс-отслеживающее приложение с поэтическим названием ” GPS для души ” — новое приложение для борьбы с отвлечением, вызванное другими приложениями. Или взять, к примеру, председателя Google Эрика Шмидта, который заявил, что мы должны точно разделять время, когда присутствуем «онлайн”, а когда «офлайн”, и объявил о своем намерении обходиться без гаджетов во время приема пищи. Есть также приложения и компании, которые (конечно же, за определенную плату) помогут вам провести собственный «цифровой шаббат”, организовать «цифровой детокс» или присоединиться к единомышленникам по отказу от технологий в бойскаутском лагере, где все устройства убраны под замок. Никогда прежде подключение не предлагало столько возможностей для отключения. В сущности, нам настоятельно рекомендуют отключиться – на час, день, неделю – так, что мы сможем возобновить наши обычные действия с утроенной силой после возвращения в «землю рассеянности». Стремление к осознанности играет похожую роль, что и в буддизме. В нашем безумно сложном мире, где все движется, меняется и не поддается пониманию, единственным разумным способом существования становиться отказ от любых попыток контролировать происходящее и выработка отношения к миру в стиле Дзен. Примите мир таким, какой он есть, и просто попытайтесь найти несколько приятных моментов спокойствия в нем. Реакционность такого мировоззрения очевидна. Как однажы язвительно заметил словенский философ Славой Жижек: «Если Макс Вебер был бы сегодня жив, он, несомненно, написал бы вторую часть «Протестантской этики» под названием «Даосский этика и дух глобального капитализма”. Книга в миг стала бы бестселлером на Amazon. Руководители компаний принимают моду на «осознанность» по той же причине, по которой они с радостью принимают все другие формы «нового духа капитализма», будь то йога на рабочем месте или шлепанцы в конференц-зале: «Долой отчуждение, да здравствует трансгрессия и эмансипация!» Неудивительно, что Арианна Хаффингтон надеется, что стремление к осознанности поможет, наконец, примирить духовность и капитализм. «Существуют научные доказательства, что эти два мира, на самом деле очень схожи или, по крайней мере, могут и должны быть соединены», писала она в недавней колонке. «Да, я хочу говорить о максимизации прибыли и, опережая ожидания, подчеркиваю мысль: что хорошо для нас, как отдельных лиц, то хорошо и для успеха Американского бизнеса и корпораций”.
Но могут ли «отключатели” — как один критик недавно назвал это становящееся общественное движение — проводить повестку дня более радикальную, чем просто призывать к «цифровому детоксу”? Слово «детокс» подразумевает, что наше стремление быть непрерывно онлайн является заболеваниеми, и при этом вина за это полностью лежит на самих пользователях. Есть один серьезный недостаток в формирующемся мышлении: «отключатели», кажется, не имеют активного политического плана решения своих проблем. Пока «цифровой детокс» касается только небольших индивидуальных действий. «Индивидуальное отключение, на самом деле, не является решением серьезных технологических проблем нашего времени. Так же, как здоровые пищевые привычки отдельно взятого человека не решают проблемы мирового сельского хозяйства” – замечает критик Алексис Мадригал из The Atlantic. Однако, акт отключения нередко становится мишенью для критики. Как будто нет никаких веских причин, чтобы с подозрением относиться к состоянию «всегда онлайн», которое навязывают разработчики Силиконовой долины. Мадригал проводит параллель между нашим отношением к полуфабрикатам (которые когда-то превозносили за вклад в развитие социальной мобильности, но теперь широко осуждают, по крайней мере обеспеченные классы) и коммуникациям (под которым он имеет в виду любые цифровые взаимодействия). Как и полуфабрикаты, социальные медиа и текстовые сообщения все чаще воспринимается, как что-то второсортное и вредное, что приводит к жизни, наполненной технофобиями. Как Мадригал иронически замечает: «Мы решаем общаться только с местными друзьями, тусоваться «органично», и общаться только таким способом, который бы одобрила наша бабушка. Это так консервативно и радикально!” В таком подходе есть некая доля истины. Однако, желание критиков, подобно Мадригалу, разоблачить стремление высшего класса к «цифровому детоксу” (например, такими утверждениями, что акт отключения находится где-то между желанием носить винтажную одежду и потреблятьместные органические сыры), рискует оправдать эксплуататорские стратегии Twitter и Facebook. До сих пор наша дискуссия о рассеянности основывалась на предположении, что чувства тревоги и личной незащищенности, которые мы испытываем при взаимодействии с социальными медиа, являются естественной ценой, которую мы платим за жизнь в реальности, описываемой «экономикой внимания» (когда наше внимание становится дефицитным товаром, за которое борятся и которым управляют различные компании). Но что, если эта экономика не автономна и не саморегулирующаяся, как мы привыкли полагать? Twitter, например, постоянно подталкивает наспроверять, сколько людей взаимодействовали с нашими твитами. Это назойливое искушение проследить судьбу каждого твита совсем не очевидно. Хотя интересы бизнеса тут понятны: чем в большее количество данных нам нужно погрузиться — бесконечно кликая вокруг – тем более привлекателенTwitter для рекламодателей. Но бизнес-интересы Twitter не обязательно учитывают наши интересы – интересы людей, желающих общаться спокойно и просто. Мы должны подвергнуть социальные медиа тому же виду контроля, который был применен к дизайну игровых автоматов в казино Лас-Вегаса. Как показывает Наталья Дов Шюлль в своей отличной книге «Зависимость от дизайна: игровые автоматы в Лас-Вегасе», в то время как операторы казино хотят, чтобы мы думали, что игровая зависимость является следствием наших моральные недостатков или нарушения биологического равновесия, в ней виноваты владельцы казино. Они проектируют игровые автоматы так, что они начинают вызывать влечение и зависимость. Зависимость от социальных сетей, так же, как зависимость от игровых автоматов или фаст-фуда, появляется далеко не естественным образом. Другими словами, сегодняший вопрос об отключении должен звучить так: Мы можем продолжать отключаться для увеличения производительности, или мы можем посмотреть на отключение, как на маневр Силиконовой долины, уводящий внимание от проблемы цифровой зависимости. Первый подход является реакционным, но второй может привести к эмансипации, особенно если индивидуальные акты отключения от технологий приведут к подлинным социальным движениям, которые сделают проблемы времени онлайн и внимания частью своих политических программ. Пока же их только обсуждают на эзотерических форумах или организуют легеря, где можно пострелять из лука. Будем надеяться, что эти движения сформулируют альтернативные практики, институты и дизайн-проекты. Если для того, чтобы к этому прийти и выяснить как это сделать, нужно периодически отключаться, давайте действительно проводить «цифровые детоксы». Но давайте не будем отключаться ради подключения на тех же самых условиях, что и раньше. Мы должны быть внимательны ко всей этой «осознанности».
Вы можете поддержать работу сайта. Средства пойдут на перевод иностранных статей на русский язык |